Названы причины проблем с обонянием при коронавирусе

Как известно, COVID-19 может исказить обоняние. Паросмия, вызванная коронавирусом, на удивление распространена, и сенсорная путаница может иметь серьезные последствия.

Названы причины проблем с обонянием при коронавирусе

Кое-кто из заболевших коронавирусом сравнивает запах своего тела с запахом сырого лука. Другие говорят, что их любимый лосьон после бритья воняет отвратительно, а кофе пахнет моющими средствами. Для третьих и кофе, и шоколад пахнут горелым пеплом.

Большинство людей знают, что основным симптомом COVID-19 является потеря обоняния или аносмия, пишет The Guardian. Это состояние может длиться неделями или даже месяцами. Однако все чаще у выздоровевших впоследствии развивается другой дезориентирующий симптом, паросмия или искаженное обоняние. Обычно это приводит к тому, что вещи, которые когда-то пахли приятно, начинают пахнуть плохо.

COVID-19 — не единственная причина такого состояния, травмы головы и другие типы инфекций также могут вызывать его, но Sars-CoV-2, похоже, особенно искусен в том, чтобы вызвать эту сенсорную путаницу. Согласно одному недавнему международному опросу, около 10% людей с потерей обоняния, связанной с коронавуирсом, испытали паросмию сразу после болезни, и этот показатель вырос до 47%, когда респондентов снова опросили шесть или семь месяцев спустя.

Основываясь на текущих оценках инфекции, в мире может быть 7 миллионов человек с паросмией в результате COVID-19, подсчитали исследователи.

«Это масштабы, которых мы никогда раньше не видели», — говорит доктор Дуйка Берджес Уотсон из Университета Ньюкасла, изучающая психологическое воздействие паросмии.

И проблема не только в носу. «Это может сильно повлиять на качество вашей жизни, от того, как вы едите, до того, как вы общаетесь или взаимодействуете с близкими людьми, вплоть до того, чувствуете ли вы себя в безопасности, выходя из дома или нет», — рассказывает доктор Уотсон.

Издание The Guardian приводит пример 52-летней Лесли Мэтьюз из Болтона, которая потеряла обоняние после заражения COVID-19 в январе. Обоняние начало возвращаться в августе, но большинство туалетных принадлежностей и продуктов питания пахнет ей чуждо. «У меня два основных искаженных запаха. Первый — это химический запах, который присутствует в большинстве туалетных принадлежностей и газированных напитков. Все ароматы и лосьоны после бритья имеют один и тот же отвратительный запах, из-за которого даже проходящие мимо люди становятся невыносимыми», — говорит женщина.

«Второе — это то, что я могу сравнить только с ужасным запахом детских подгузников. Все мясо, приготовленное или другое, пахнет ими, равно как и все, что поджаривается или жарится».

Поскольку такое количество продуктов вызывает у нее паросмию, диета Лесли в настоящее время ограничивается несколькими «безопасными продуктами», включая кашу, яичницу, вареный лосось, виноград и изюм, и она чувствует тошноту в течение нескольких секунд после того, как кто-то включает тостер. «Я не могу зайти в кофейню и постоянно извиняюсь, из-за того, что не могу пообщаться, потому что это уже не доставляет удовольствия», — говорит она.

Ограниченное питание и потеря веса распространены среди людей с паросмией, рассказывает доктор Уотсон: «Другие люди начинают переедать, потому что их измененное обоняние оставляет чувство неудовлетворенности после еды».

Также распространено измененное восприятие запаха тела, как собственного, так и чужого. «Это может привести к потере социальной близости, либо потому, что вы слишком напуганы, чтобы находиться в компании других, либо вы обнаруживаете, что компания других вызывает у вас паросмию, — говорит Уотсон. – Я видела случаи, когда люди чувствовали, что им приходится бросить своих партнеров, потому что они не выносили их запаха. Как сказать любимому человеку, что его запах кажется вам отвратительным?»

Одним из худших случаев, с которыми она недавно столкнулась, был человек, у которого паросмия была вызвана запахом свежего воздуха: «Они буквально не могли даже переходить из комнаты в комнату в своем доме. Если они выходили на улицу, они чувствовали, что все пропитано отвратительным запахом воздуха».

Хорошая новость заключается в том, что ученые начинают раскрывать молекулярные механизмы паросмии, которые в конечном итоге могут привести к более эффективным способам ее лечения.

На крыше носовой полости, примерно в 7 см позади ноздрей, находится тонкая мембрана, усеянная специализированными клетками, называемыми обонятельными сенсорными нейронами, которые улавливают молекулы запаха из воздуха, который мы вдыхаем и выдыхаем, и посылают электрические сигналы в область мозга, которая обрабатывает запах.

Такие инфекции, как COVID-19, могут повредить эти нейроны. Современная ведущая теория состоит в том, что по мере их регенерации может возникать неправильное соединение и нарушение передачи сигналов, что приводит к паросмии.

«Если что-то не так со всей цепочкой команд среди обонятельных нервов, тогда мозг не сможет получить полный сигнал, — говорит Крисси Келли, основатель благотворительной организации по борьбе с обонянием AbScent, которая страдала паросмией с момента развития инфекции носовых пазух в 2012 году. – Вот когда люди сообщают о странных запахах, которые они не могут описать и которые трудно определить».

Триггеры варьируются от человека к человеку, но часто возникают одни и те же вещества: кофе, мясо, лук, чеснок, яйца, шоколад, гель для душа и зубная паста.

Отдельное исследование доктора Джейн Паркер из Университета Рединга и ее коллег начинает проливать свет на то, почему эти вещества так опасны. В недавних экспериментах они разбили аромат кофе на составляющие молекулярные части и пропустили их перед носом людям с паросмией и здоровым добровольцам.

Это показало, что паросмия не связана с обонянием человека. Скорее, есть определенные соединения, которые вызывают чувство отвращения у многих людей с паросмией, но которые здоровые люди склонны описывать как приятные. Многие из них содержат серу или азот, хотя не все такие соединения являются триггерами. Они также могут быть обнаружены человеческим носом при очень низких концентрациях.

Наиболее часто упоминаемым триггером в кофе был 2-фуранметантиол, который неповрежденные участники описали как жареный, попкорн или с запахом дыма. «Многие люди [с паросмией] описывают это как« новый кофе, вот как пахнет мой кофе сейчас, — говорит Паркер. – Другие описали это как ужасное, отвратительное. Раньше они никогда не слышали ничего подобного».

Тот факт, что существует общий набор триггеров, говорит о том, что люди не представляют себе неприятностей, которые они испытывают. Это также подтверждает гипотезу неправильного подключения — хотя, если это происходит, похоже, что это происходит не случайно. Дальнейшие исследования могут определить, почему эти триггеры вызывают такую ​​сильную паросмическую реакцию, и, возможно, дать информацию для будущего лечения.

На данный момент доктор Уотсон рекомендует всем, кто страдает паросмией, написать список всех своих триггеров и прикрепить его туда, где его могут увидеть другие члены семьи, чтобы они могли помочь им избежать употребления этих веществ или найти альтернативы. Например, многие из соединений, идентифицированных Паркер и ее коллегами, образуются в ходе химической реакции, которая придает жареным или поджаренным продуктам особый вкус. Различные методы приготовления могут сделать одни и те же продукты менее неприятными.

Еще один вопрос, на который нет ответа, — как долго люди, выздоравливающие от COVID-19, могут ожидать, что их паросмия сохранится. «Людям, у которых это было до COVID, требовалось от шести месяцев до двух или трех лет, чтобы выздороветь, так что это долгий процесс», — говорит Паркер.

Для некоторых людей определенные предметы могут никогда не пахнуть в точности так, как они их помнят, но это не означает, что их качество жизни не улучшится резко, — говорит Келли. «Вы должны искать исцеления и качества жизни, которое заставляет вас чувствовать себя хорошо в повседневной жизни, — говорит она. – Это должно быть критерием выздоровления».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *