Исчезновение коронавируса в Японии показало миру шанс

Новый штамм коронавируса с 32 мутациями в S-белке напугал ученых. Вариант B.1.1.529 был впервые обнаружен в Ботсване, а вскоре еще 10 случаев выявили в соседней ЮАР и Гонконге. Исследователей, расшифровавших его геном, настораживает то, что ряд вскрытых мутаций может помочь вирусу избежать атаки иммунитета, а значит стать более заразным по сравнению с предыдущими вариантами SARS-CoV-2.

Исчезновение коронавируса в Японии показало миру шанс

Статья о штамме с «чрезвычайно большим количеством» мутаций вышла в The Guardian. Авторы статьи, ссылаясь на специалистов, предполагают, что вариант B.1.1.529 может вызвать новые волны заболеваний.

Но давайте не будем спешить с выводами. Во-первых, мутации на основном белке коронавируса (S-белке) могут не только уворачиваться от иммунитета, но и мешать самому вирусу инфицировать клетки. Какие качества – «добрые» или «злые» – перевесят в новом штамме, пока сказать сложно.

Доктор Том Пикок, вирусолог из Имперского колледжа Лондона, отмечает необходимость контролировать ситуацию, потому что она может повернуться любой стороной. Он же написал позже в Твиттере, что данная мутация может оказаться «странным кластером», который не очень передается. «Я надеюсь, что это так», – добавил он.

Получается, что история, начавшаяся несколько дней в Японии, где был выявлен штамм коронавируса, который неожиданно прекратил свое преступное шествие по организмам, повторяется? Напомним, что в Стране восходящего солнца распространился «испорченный» дельта-вариант с мутацией в ключевом белке nsp14. Этот белок, по словам профессора из США Анчи Барановой, сам определяет способность вируса исправлять мутации, но если уж сломался он сам – ошибок появилось так много, что они повредили сам вирус. Он потерял способность к распространению. Летом этого года в Японии в сутки заболевали ковидом 26 000 человек. Сейчас этот показатель упал до 200.

Комментарий доктора биологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Алексея Аграновского:

– С начала пандемии почти каждый месяц появлялись сообщения о новых штаммах SARS CoV-2 (британском, бразильском, южноафриканском и т.д.). Штамм «Дельта» доминирует уже несколько месяцев, он вытеснил все прочие штаммы. Он наиболее заразен и наиболее хорошо приспособлен к человеку по сравнению с другими штаммами.

Новому штамму, например из Ботсваны, будет непросто конкурировать с «Дельтой» и занять место под солнцем. 32 мутации в белке шипа – это немало, но важно не число изменений, а результат – насколько этот штамм будет более заразен и насколько он будет нейтрализоваться вакцинами. Надо, безусловно, следить за вирусными штаммами, изучать их свойства. Но пока повода для паники нет.

Японская история про исчезающий в результате мутаций штамм «Дельта» выглядит странно. Где тут логика? Предположим, в стране был штамм «Дельта», он мутировал, и получился новый нежизнеспособный вариант. Назовем его «Дельта-минус». Но ведь не все вирусные геномы разом мутировали в «Дельта-минус», так не бывает. «Дельта-минус» будет отсеиваться из популяции, но исходная «Дельта» останется. Выигрывает конкуренцию живое, а не полумертвое. Снижение уровня заражения «Дельтой» в Японии может объясняться высоким уровнем вакцинации и строгим соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Впрочем, эту ситуацию еще предстоит изучить подробнее. Подождем публикаций в научных журналах, чтобы сделать окончательные выводы. В России ослабление SARS CoV-2 еще менее вероятно, чем в Японии, – из-за огромной территории, открытой миру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *