Аяхта – нахлыстовая река или … ловить надо!

Сентябрь, ещё свежи воспоминания о летних рыбалках: Дальний Восток, Тверская — далее должен был следовать осенний выезд в Северную Карелию, но… неожиданное предложение от «Клуба Рыболовных Приключений» посетить Красноярский край, половить тайменя и крупную щуку на муху, я не мог не согласиться.

На сборы оставалось достаточно времени, но я был уверен в том, что «у меня и так всё готово» и, разумеется, оставил до последнего, так что в последние дни носился по всей Москве, то в поисках своей же катушки, которую неизвестно кому дал половить, то что-то докупить, а нигде, разумеется, нет. Потом в последний день оказалось, что поводковый материал толще 0,35 у меня иссяк.

Вывод – серьёзная рыбалка, серьёзная подготовка.

На моей стороне играл тот факт, что жить предстояло в комфортных условиях. Рыбацкий домик в устье таёжной реки давал возможность не сильно беспокоиться по поводу туристической снаряги, ни спальников, ни пенок и много чего другого осталось в этот раз дома, так что весь мой скарб на взвешивании в аэропорту составил 18 кг и это на недельную поездку осенью в Сибирь! Удивительно.

Уже в аэропорту узнаю, что наша первоначальная команда, состоящая из двоих ловцов на мушку — меня и Самондросова Николая (руководителя Клуба), приняла троих новых бойцов и женщину. Отлично будет больше возможностей для исследования реки.

Путь наш лежит в устье реки Аяхта, где совсем недавно была организована рыболовная база Клуба, с промежуточной остановкой в г. Красноярске, откуда спустя 12 часов мы вылетели в Подкаменную Тунгуску, где нас уже ждал наш основной транспорт на всё время рыбалки – катер на воздушной подушке Хивус – 10 (удивительная машина!). Заброска на базу заняла часов 7, во время которых мы «за стаканчиком» познакомились друг с другом.

В нашей команде оказались семейная пара Алексей и Елена Теряевы — нахлыстовики из Новосибирска, Павел Трофимов – ловец, бывавший тут год назад, Николай Самондросов, я и один начинающий спиннингист из Красноярска -Дима.

На базу прибыли затемно. Деревянная избушка стояла на высоком берегу реки, в очень живописном месте, откуда открывался прекрасный вид на речной перекат. Внизу стояла полноразмерная баня. Поужинав, обсудили планы на первый день рыбалки — главным принципом было «встанем рано!», ну да…. в восемь сели завтракать.

На реке дождь, заметный ветерок вдоль неглубокого распадка, высаживаюсь из Хивуса и решаю идти «подальше от толпы», ещё по дороге до мест стало ясно, что основная часть ловцов планирует ловить тайменя, а сейчас мы рассчитывали поймать именно этого представителя хвостатого царства. Идти пришлось достаточно далеко, да ещё и как, обычно на твоём берегу бурелом, а на противоположном «взлётная полоса», но вот река сужается – впереди перекат — даже скорее «мини-порог», под ним глубокая — для данной реки яма. Место настолько разительно отличается от общей картины, что не быть тут тайменя просто не может, заброс поперёк уже затихающего течения — мушку выносит в верхние слои и есть! Некрупный таймешёк, около двух с половиной килограмм, взял мой чёрный стример, поводок из вторуглерода 0,45 внушал уверенность в снасти — точно не оборвёт, да и вряд ли сойдёт, хотя крючок, на котором связана донная приманка имеет максимальную длину.

Приятно – первая рыба и сразу таймень – маленький, но в канапушках.

Смещаюсь на пару метров выше – ближе к сливу делаю заброс под большим углом вниз по течению, и снова поклёвка, но в этот раз рыба несколько крупнее. Сразу пожалел о том, что для этой рыбалки выбрал более длинную удочку 9,7 футов. Река неширокая, а рыба бывает крупная, вываживание накоротке, сподручней осуществлять каким-нибудь коротышом, а тут я с «громоотводом» борюсь с очередным таймешонком, в пяти метрах от себя некрупный таймень часто выходит на свечу, что в полной мере продемонстрировал данный экземпляр – он, как форель, прошёл на хвосте от моих ног, почти к противоположному берегу, демонстрируя свои ярко-алые жабры — красотища! Но как я уже говорил, 0,45 мм, шансов лишних рыбе особо не дают, выволакиваю рыбу на мелячок, аккуратно подхватываю под брюхо, кладу на мокрый камушек, одновременно левой рукой, вытаскиваю фотоаппарат из кармана куртки. Одна фотография, с моментальным освобождением от крючка, и сразу обратно домой на дно, таймень шустро уходит в глубину своей ямки.

Отличное начало!- Я очень воодушевлён первыми минутами Аяхтинской рыбалки и с еле сдерживаемым оптимизмом смотрю в будущее. Надо немного успокоиться, сел покурил, хорошо, вот вроде и дождик закончился, и даже стало видно осеннее солнышко.

Решаю сместиться ещё выше, но делаю контрольную проводку, только вдоль самого берега, именно там наибольшая глубина, и как показывает мой опыт ловли в Сибири, в таких местах очень любит караулить свою добычу другой речной хищник — ленок. Несколько достаточно медленных рывочков и шнур без резких рывков начинает проскальзывать через мои пальцы, вот уже затрещал фрикцион лэмсона (катушка такая) — ну что Николай — Сидит! — говорит мне мой внутренний голос, а ведь на том конце рыба серьёзного размера моя семёрка C.P.R.Rods выпрямляется почти в линию — рыба делает свечу-какие же они тут прыгучие! На вид килограмм 8! Для такого суперузкого места, эта рыба выглядит просто гигантом — ширина водной глади метров 11! И посередине прыгает таймень, великолепное зрелище, ради этого стоит забираться в такую глушь!

Снизу слышен рокот мотора могучей машины, ну что же, поехали дальше. Уже в Хивусе, от нашего гида Жени, узнаю, что тут таймень почти не попадается. Ну что же, значит, я действую правильно, место выбрал правильно, приманку правильно, проводку правильно — приятно, (хотя как иначе).

Из остальных никто пока ничего кроме хариуса не поймал, нахлыстовики ловили либо на мыша, либо, что мне собственно показалось несколько странно – на лососёвые мышки классической компоновки (типа Temple Dog). Кстати хариус здесь крайне достойных размеров – средний грамм 700. Крупные попадаются не в меру реже, но семьсот граммовые паруснички клюют постоянно. Хариуса в реке много, даже можно сказать очень много, в некоторых местах плотность стоянок этой рыбы была такой, что на поверхности воды постоянно можно было наблюдать, то кусочек хвостика, то плавничка, и поклёвки в таких местах, разумеется, происходили на каждой проводке. Меня хариус не интересовал в принципе, и я не менял свой длинный чёрный стример ни на что другое, при этом хариус брал его ничуть не хуже, а иногда и даже лучше чем у других ловцов на мушки, которые изначально предполагались именно для ловли хариуса, так как местный хариус был ярким хищником, что подтверждалось поимками этой рыбы на вертушку Aglia Long 5 (Giant Killer) нашим спиннингистом так, что мой стриммерок пришёлся как раз в пору.

Сплавляемся на Хивусе вниз по Аяхте, останавливаясь на каждом интересном для ловли месте. В выборе нам очень способствовали умение хорошо ориентироваться и великолепное знание реки нашим проводником Евгением Власовым — выходцем из местных охотников (грамотный проводник), понимающий надежды и чаяния приезжих рыболовов, в том числе и ловцов на мушку, и хотя данный тур который был назван «нахлыстовым» проводился впервые (в группе только ловцы на мушку ну и один спиннингист). Претензий по подбору мест лично у меня не было. Наверное, именно эти точки можно назвать лучшими в данное время года. Надо только ловить. Рыбаков в группе шесть и вот это, уже накладывает некоторые ограничения на свободу передвижения, так как ловить в толпе я не привык. Приходилось много и подолгу ходить в поисках рыбы, сказать, что всегда данные «побеги» имели смысл, я не могу, так как, по сути, получалось, что я иногда не один просто покидал лучшее место на данном участке, и потом на протяжении минут сорока шагал вдоль мелководной, а иногда и травянистой шиверы. В один из таких моментов, от Хивуса я услышал крики — кто-то, что-то взял. Я видел как из воды, вдалеке, вылетел приличный таймень ( в данном случае отличился наш спиннингист, ловящий прямо с баллона Хивуса). Рыбу завели в подсак, быстро, и кстати неудачно сфотографировали и аккуратно отпустили — рыбёшка то есть! Справа от меня своего таймешонка ловит Лёша Теряев — хорошо теперь у всех, кроме Николая в активе есть «по пятнистому», несколькими часами ранее двоих взял ещё и Павел.

Немного удивило отсутствие ленка, сколько помню ловлю в реках Сибири, уж чего-чего, а этого лососёныша можно половить всегда, он ищет места стоянок вдоль берега или в курьях, иногда заходит в настолько мелкие ручейки и заливчики, что при виде такой картины удивляешься — Как он туда прополз!? Но вот сегодня с ленком как-то не везло, ещё в Москве у меня была информация от Николая (руководителя Клуба Рыболовных Приключений), что ленок на Аяхте достаточно непростой, для ловца на мушку — трофей, «неправильно ловят» — думал я, но сейчас и я не мог его выловить.

Вечером нас ждал отличный ужин, и тёплая постель-красота. В дополнение скажу, что лично для меня стало самым ярким элементом комфорта. Впервые в жизни на рыбалке, особенно когда речь идёт о «дальних выездах», я ни разу не чистил рыбу! Все манипуляции с уловом, а это в массе своей были хариусы и иногда ленки, проводил хорошо обученный персонал базы. Рыба как будто сама становилась жаренной, солёной, маринованной или ухой.

С утра подморозило. Начало сентября, как- никак. Ледок на лужах, на траве и разумеется на снастях. Забродные ботинки пришлось отогревать на печке, прежде чем их одеть.

Завтракаем и в путь!

Второй день приносит чуть более скудные итоги. Надо признать меньше упирались и коллективно выбрали далеко не оптимальную стратегию на день, но мне всё же удалось поймать небольшого тайменя в заливе, причём поклёвка произошла, когда стример проходил над пучком элодеи или похожей травы, название которой я к стыду своему не знаю – в общем, клюнул как щучка-травянка! Кстати в реке много щуки, причём крупной. На мой субъективный взгляд ловить эту хищницу при наличии в реке – мягко говоря, не совсем то, хотя крупная щука — это уже другой разговор. В данном же случае рыба по 2-3 килограмма попадалась в заливах или медленно текущих протоках реки. Конечно чуть раньше было бы больше, по отчётам, предыдущая группа спиннингистов, разумеется, поймала несколько зубастых красавиц около десятки, при средней массе около пятёрки — что ж отличная щука! Но вот тут нам не повезло. Особо отличился в ловле щук Павел Трофимов, именно у него количество хвостов щук было больше, нежели у остальных, одним словом — щукарь! Иногда поклёвки щук случались далеко не в самых щучьих местах, при ловле тайменя, тогда приманки оставались изящным пирсингом на щучьих губах, а рыболову приходилось привязывать новую мушку, жалея об отсутствии стального поводка.

Вечером отправились помышковать на слиянии рек Тынеп и крупной реки Бахта. Передо мной глубокая яма, примерно раз в 10 минут на середине бьёт рыба, и эта рыба, безусловно, таймень. Место шикарное, именно тут живут трофеи, один минус, далеко, не долетает мушка, ну никак не долетает. Под берегом можно половить щуку, пытаюсь обойти яму по уходящей по правую руку косе, но течение слишком сильное, держаться сложно, да ещё и я впервые оказался на таких камнях (а они же разные бывают) в своих новых ботинках PATAGONIA на резиновой!!! подошве, и скажу с уверенностью — войлок лучше, для камней, конечно, перемудрили американцы …. Перемудрили.

На пару забросов взял у Димы спиннинг — вешаю колебалочку и пробую ловить на джиг – несколько ступенек и чёткий удар — таймень! Хоть и на спиннинг, но, на джиг!!!

Сюда мы приезжали три раза, и каждый раз место приносило поклёвки тайменя. Я абсолютно уверен, что парой недель позже плотность рыбы в этом месте может просто зашкаливать, когда таймень покатится с верховьев на зимовальные ямы.

Вечером каждый находит изъяны в своей оснастке и пытается их по мере возможности, кто – то вяжет мушки, кто-то в ожидании поклёвок щуки вяжет стальные поводки, а между делом на столе уже нас ждёт плотный вкусный ужин, и прочие радости жизни.

Чем хороша рыбалка в данном месте, так это тем, что благодаря очень удачному расположению (на стрелке рек) есть возможность ловить поочерёдно на трёх реках Аяхта, Тынеп и Бахта, в данном случае мы отправляемся на Тынеп.

Река заметно крупнее Аяхты, соответственно шансы на трофей тут гораздо выше, хотя на данный момент рекорд Клуба Рыболовных Приключений для данной реки около 25 кг. Тут точно есть рыбы крупнее — Ловить надо!

На одной из стоянок я обнаружил небольшой ручеёк, впадающий в реку слева, с трудом продрался через бурелом, кусты и замшелые трухлявые пни, к чистому микро – плёсику, находившемся метрах в трёхстах выше по течению ручья. Прозрачная вода и яркое солнце позволяло видеть каждый камушек, на вид – пусто . Делаю пробную проводку в сверх медленном темпе своего стримера, с мышиным воротником, из четырех перьев цесарки красного и белого цвета, который успешно подходил для ловли хариуса на протяжении всего времени, и так же принёс одного тайменя. Мушку видно хорошо, и когда она выходит на середину плёса от каждого берега отделяются одна-две чёрные тени и наперегонки спешат наперерез моей приманке — хариус. Хороший к слову хариус 700-800 г, на одной из проводок был выход ленка, но — мимо, хариус оказался проворней и буквально вырвал приманку изо рта речного леопарда. Рыбалка вприглядку заканчивается достаточно быстро, распугал, что логично при такой ничтожной дистанции, глубине и прозрачности воды. Но хоть увидел ленка, что-то не так делаем потому и не клюёт — этот представитель лососей.

Безусловно, эту загадку разгадать удалось, ленок, как и должен, проявил себя в прибрежной зоне. При ловле на сверх медленную проводку крупного чёрного стримера, так же мной было замечено, что все ленки были пойманы при довольно ярком солнце, видимо в периоды, когда вода наиболее прозрачна, ленку проще найти себе добычу, а ведь эта рыба «увалень» лишний раз никуда не поплывёт, а светлая и прозрачная вода способствует «точному наведению» с большего расстояния.

Вечером, того же дня (ровно в середине поездки) я сломал свою основную снасть –семёрочку, «зарядив» ей об свою же двурукую двенашку! — шансы были не равны и та, что легче «сложила голову». Ощущение того, что оставшееся время мне предстоит ловить тайменя, ленка либо пятнадцати футовым двуручником, либо одноручной четвёрочкой – не радовало, но делать нечего. Учитывая ситуацию, выбор был сделан в пользу более лёгкой снасти (хотя была ещё нерасчехлённая пятёрка march brown), интересно было работать с мушками размером с ладонь человека столь деликатной удочкой, но она вновь доказала своё превосходство над другими, рыбалка хуже не стала! Регулярные поклёвки ленка, как на стример, так и на мышь практически в 100% случаев заканчивались захватом рыбы, которая по возможности возвращалась в воду, а иногда даже нарочно «стряхивалась» с крючка.

На одном из мест, где наш проводник остановил Хивус, перед нами предстал микро-водопад с ровным зеркалом воды по правому — нашему берегу , место выглядело сверхинтересным, три шнура одновременно легли на воду , сразу поклёвка на мыша у меня, но мимо, на второй проводке снова, потом ещё и вот красавец ленок барахтается у моих ног , во время фотографирования слышу- «Таймень»! Перевожу взгляд налево и вижу, как Николай борется с рыбой, которая явно превосходит десятифутовую четвёрку sage z-axis Николая, да ещё и сильнейшее течение играет на руку далеко не рыболову, борьба происходит с переменным успехом, но, в конце концов, рыба заведена в подсак, быстрое, отработанное фотографирование, несколько минут реанимации и красавец таймень снова отправляется в глубь порога. Как и у меня, в этот раз сработал длинный прогонистый чёрный стример похожий, то ли на пиявку, то ли на миногу, а возможно какую-то другую водную живность, но именно эта конструкция показала лучший результат, и не только здесь, но и на реках и озёрах Якутии и Амурской области.

Днём, по устоявшейся традиции, пока мы рыбачили персонал, передвигавшийся вместе с нами на Хивусе готовил обед, оборудовал место для дневного отдыха, чистил рыбу которую приходилось брать, опять же как приятно – ничего не делать! Только ловишь и ловишь! Пока готовились к обеду, Женя принёс показать, то, что извлёк из желудков пойманных нами рыб, которых мы взяли на обед. В одном ленке были две крупные ещё не переварившиеся мыши, а во втором бычок подкаменщик, его то и сымитировал Николай, когда на одном из перекатов, на mudler minow, взял красавца язя, и вслед за ним отличного ленка. Грамотный подход всегда принесёт результат.

Вечер встречаем на той же стрелке Тынепа и Бахты, и снова ловим дежурного тайменя. К сожалению, во время вываживания, он поранил леской глаз, обернувшись вокруг оснастки несколько раз, но думаю должен выжить, по крайней мере, очень хочется думать, что с ним всё хорошо, ведь именно благодаря тому, что все пойманные таймени в 100 процентов случаев возвращаются в родную стихию, есть возможность ловить этих рыб не нанося урона популяции. В нашей экспедиции, к огромному сожалению один небольшой таймень погиб.

Последний вечер нашего путешествия мы провели в уютном доме нашего гида Жени. Попарились в русской бане. За ужином обсуждали свои ошибки и достижения. Утром нас ждал микроавтобус, на котором мы добрались до аэропорта, а там уже и дом

Хотелось бы отдельно сказать о снастях, которые мне видятся наиболее полностью отвечающие условиям ловли на Аяхте и Тынепе.Учитывая то, что как я уже говорил, часто вываживание крупной и сильной рыбы происходит накоротке, оптимальным будет недлинное средне-быстрое удилище девятого класса для ловли на крупные мушки со дна, а ведь мы так и не пробили основательно глубинно, много времени потратив на ловлю с поверхности. И второй комплект это удочка 7 класса, тоже длиной до 9 футов

Конечно, можно ловить легкими снастями хариуса, но кому он интересен, если прямо перед тобой на плёсе только что ударил хозяин реки.

Отпускайте пойманную рыбу и Ни хвоста — Ни чешуи!